СИСТЕМА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ДЕТСКОМ ДОМЕ № 2
(результаты, проблемы, пути решения)
В детском доме № 2 проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с отклонениями в умственном развитии, которые определяются для проживания по решению МПК, распоряжением Главы района и обучаются в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Главная цель в работе педагогического коллектива – это социально-психологическая и трудовая адаптация воспитанников через воспитание разносторонней личности. Исходя из цели перед коллективом были поставлены следующие задачи:
1.Создавать условия для формирования здорового образа жизни.
2.Обеспечить реализацию права каждого воспитанника на получение образования, в соответствии с его потребностями и возможностями.
3.Создавать условия для удовлетворительного образовательного процесса воспитанников.
4.Развитие познавательных способностей воспитанников через все виды деятельности, учитывая психические процессы умственно отсталых детей.
5.Охрана здоровья и обеспечения санитано-гигиенического режима.
Одним из главных направлений в системе учебно-воспитательной работы в детском доме № 2 является совместная работа со школой-интернат. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; расширить их диапазон – как в сфере теории, так и практики; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить культуру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать место в образцовом порядке); научить соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий; научить самоконтролю.
Совместная работа со школой-интернат осуществляется через следующие мероприятия:
1.Взаимопосещения занятий и уроков воспитателями и учителями.
2.Проведение педагогических советов, консультаций, семинаров.
3.Проведение совместных мероприятий.
4.Ведение документации воспитателями и учителями.
Сопоставление и тщательный анализ совместных наблюдений воспитателями и учителями, психологами, социальным педагогом дают возможность верно определить пути педагогического воздействия как каждого ребенка в отдельности, так и на весь коллектив в целом.
Формирование социальной адаптации проходит через программу «Становление», которая ведется в детском доме в течении девяти лет. Блоки программы: «ОБЖ», «Экология», «Человек и закон», «Профориентация», «Домоведение», «Улыбка» дают детям те знания, которые помогают познать не только окружающий мир, но и уметь правильно в нем ориентироваться и жить в реальной жизни.
Вся воспитательная работа в детском доме строится в четырех направлениях: экологическое, физическо-оздоровительное, нравственно-патриотическое, трудовое. Каждое из направлений подчинено общим воспитательным задачам:
1.Создание условий для более полной реализации воспитанниками своего творческого потенциала.
2.Продолжение работы по укреплению и сплочению детского коллектива.
3.Способствовать созданию атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Воспитанники детского дома развиваются, участвуют в таких видах деятельности как игровая, познавательная, трудовая и общение. В условиях детского дома процесс развития идет, прежде всего, через организацию интересного досуга, и поэтому. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды досуговой деятельности.
В практике детского дома применяются такие формы досуга как: экскурсии, игры, массовые мероприятия, походы, организационная работа кружков, секций.
Значительное место отводится организации детского соуправления. В нашем детском доме четвертый год функционирует детская организация «КЕДР». Цель: формирование активной личности на основе приобщения к ценностям культуры и сотрудничества воспитателей и воспитанников. Задачи: 1.Создание системы соуправления как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого воспитанника.
2.Организация деятельности воспитанников.
3.Развитие и упрочнение детской организации, как основы для межличностного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого воспитанника.
Содержание деятельности органов соуправления:
- познавательная деятельность (встречи с интересными людьми, предметные недели);
- трудовая деятельность (забота о порядке и чистоте, организация дежурств, проведение рейдов, генеральных уборок);
- художественно-эстетическая деятельность (концерты, праздники, выставки);
- спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные секции, дни здоровья);
- шефская деятельность (помощь младшим, вечера-встречи с ветеранами).
Раз в месяц проводится Большой Зеленый Совет, где воспитанники отчитываются о проделанной работе, намечают новую. Результаты заслушиваются на общих линейках.
При анализе работы, выявилось много недостатков. Изменился коллектив детей, не было активных и главное пользующихся авторитетом детей. В этом году наладили работу сектора порядка, выбран действующий председатель. Работа не раз была отмечена на линейках, которые проводят каждую неделю, где подводятся итоги конкурсов, награждаются победители, детей знакомят с намеченным планом на месяц о предстоящих мероприятиях и конкурсах, обсуждаются наболевшие вопросы.
Одна из главных направлений в системе воспитания – это профилактика правонарушений среди воспитанников. Проводятся месячники «Юный пешеход», «Нет наркотикам», «Мы против курения», «Месячник Мужества». Выпускаются бюллетени, тематические газеты, «Молнии», «Колючки», так же проводятся профилактические беседы с сотрудниками ОДН и ИВС. Ведется журнал «Работа с трудными», где составлен список воспитанников «группы риска». В журнале ведутся записи о детях и мерах принятых в отношении их поведения. С этими детьми ведется индивидуальная коррекционная работа. Детей привлекают в кружки, секции, в трудовые дела, в мероприятия проводимые в детском доме. О своих делах, дети отчитываются на Совете дома. Если в течении 4 месяцев у воспитанника нет замечаний, то решением малого педагогического совета он снимается с внутреннего учета.
Каждое лето, на базе детского дома, организуется летняя оздоровительная площадка. Составляется общий план, дети распределяются на отряды, где у них свое название, песня, речевка, эмблема. Составляется план отряда, выбирается совет отряда. Дети с удовольствием занимаются отрядными делами, принимают участие в игре «Лабиринт». В конце месяца подводятся итоги каждой смены.
Вся учебно-воспитательная работа, которая ведется у нас в детском доме, способствует всестороннему развитию личности воспитанников и формирование у них разносторонних духовных и физических качеств и потребностей, для того чтобы выходя из детского дома они были ориентированы на здоровый образ жизни и общечеловеческие ценности.
|