Среда
01/Май/2024
05:39
Категории раздела
Мои статьи [9]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 11
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Специальный (коррекционный)детский дом № 2
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Социальная адаптация воспитанников детского дома, как проблема различных уровней управления

    Социальная адаптация воспитанников детского дома, как проблема различных уровней управления

     

               В своем выступлении психологическую компетентность я постараюсь рассмотреть, как одно из важных условий социальной адаптации воспитанников детского дома № 2 г.Николаевска-на-Амуре, так как на сегодняшний день уровень социальной адаптации данной категории детей, явно недостаточный. Для успешной адаптации необходимы условия, как педагогические и материально-технические, так и экономические. Поэтому с уверенностью можно сказать, что социальная адаптация воспитанников детского дома – проблема различных уровней управления.

               Я бы могла начать свое выступление сразу с проблем материально-технических и экономических, но не буду этого делать, так как уверена, что органам муниципальной власти различных уровней эта проблема давно и хорошо известна, и решение ее зависит от многих факторов.

               Перейду к проблемам педагогическим. Все воспитанники детского дома имеют отклонения в умственном развитии и обучаются в специальной (коррекционной) школе VIII вида. О полноценной работе по социальной адаптации в нашем учреждении не может быть и речи, так как перенаполняемость воспитанниками превышает почти в 2 раза (исходя из возможностей здания), отсутствуют должные для проживания и воспитания бытовые условия, и как бы мне не хотелось об этом не говорить, это наличие  низкой материально-технической базы учреждения. Но мы знаем, что администрация Управления образования нашу проблему держит на постоянном контроле и надеемся на ближайшее ее решение.

               Но не смотря ни на что педагогический коллектив прилагает все усилия для подготовки детей к самостоятельной жизни, и большую роль в этом играет психологическая компетентность педагогов. Воспитатели умело применяют комплекс знаний и умений по психологии для решения профессиональных задач в социально-педагогической деятельности. Применяя знания о закономерностях психического, личностного развития ребенка, учитывая возрастные, индивидуальные различия, умственные особенности наших воспитанников, строят воспитательный процесс в нужном направлении. Наши педагоги умеют адекватно оценить состояние ребенка, его поведение, настроение, умет выбрать по отношению к каждому воспитаннику такую форму социально-психологического и педагогического воздействия, которая отвечает его индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям. Умелое использование психологической компетентности воспитателями позволяет детям более успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.

               Исходя из личного опыта и наблюдений, могу с уверенностью сказать, что в таких учреждениях как наше, должны работать люди, имеющие высшее коррекционное образование, дабы не навредить ребенку в процессе его воспитания. Но все-таки решить проблему социально-педагогического характера невозможно без финансовых вложений, а решение проблемы финансов педагогическому коллективу далеко не по силам.

               Может кто-нибудь, сидящий здесь в зале, сможет мне объяснить, как научить умственно отсталого ребенка заварить себе чай, приготовить еду, пользоваться стиральной машиной, использовать по назначению холодильник, не имея при этом ни должного помещения, ни данного оборудования. Да, теоретически мы обучаем, но применить теорию на практике у воспитанников нет возможности. Не правда ли парадокс? И только благодаря психологической компетентности наших педагогов и умело организованной жизнедеятельности воспитанников наши дети начинают познавать себя по-новому. В стенах детского дома происходит абсолютное принятие ребенка, здесь происходит становление его как личности, здесь он впервые стал ощущать себя значимым и полезным человеком.

               Но вот настало время перехода из детского дома в совершенно новую сферу жизнедеятельности – профессиональное училище. Воспитанники адаптированные к жизни в детском доме попадают в совершенно иные условия и для них этот период является сильнейшим стрессом. Мало того, что их не очень-то жалуют в ПУ-12 (сироты, да еще и с отклонениями в развитии, сколько сразу проблем!) их без сожаления исключают из училища, еще обучаясь в  ПУ они попадают на скамью подсудимых. Училище не поддерживает тесной связи с детским домом, об отчислении наших воспитанников узнаем в последнюю очередь, нас уже ставят перед свершившимся фактом. Лично мое мнение по этому поводу – безразличие администрации училища, а также низкий уровень психологической компетентности коллектива.

               Выбор профессий для детей, обучающихся по коррекционной программе, ограничен строительными специальностями: штукатур-маляр, каменщик, столяр-плотник. По окончанию училища полученные профессии остаются не востребованными на рынке труда нашего города и района. И вот тут-то, на мой взгляд, наступает самое страшное, создается социальный вакуум. Детский дом уже не несет юридической ответственности за детей после их выпуска, но и другие организационные структуры (КСЗН, ОДН, комитет по делам молодежи и др.), принимающие на себя помощь и заботу о них либо отсутствуют, либо действуют не эффективно. Можно смело сказать, что в общей системе, предусмотренной государством, службы помощи сиротам имеется выпадение этого звена.

               Обучение в ПУ закончено, зачастую отсутствует жилье, нет работы. Молодые люди спиваются, попадают в тюрьму, заканчивают жизнь самоубийством, а еще объявляется благодетель в лице «Общака», который быстро прибирает их под свою «опеку», думаю, что результат этой «опеки» всем вам известен.

               Может быть стоит Главе района решить вопрос о предоставлении работы выпускникам детских домов с руководителями предприятий города и района, заинтересовав их при этом какими-либо льготами. Думаю здесь было бы уместно включить педагогические механизмы, то есть принять юношу или девушку не как человека с клеймом умственной неполноценности, а как полезного, необходимого обществу.

               Хотелось бы, чтобы на разных уровнях управления поняли, что страшен не комплекс неполноценности человека, а комплекс сверх полноценности. Никогда не будет человек, считающий себя сверх полноценным мести улицы, убирать на ферме, пасти скот и т.д. Выходит, что наши воспитанники очень нужны обществу и если общество повернется к ним лицом, то только окажется от этого в выигрыше.

               Решить проблему социальной адаптации воспитанников детского дома на различных уровнях управления, на мой взгляд возможно, осуществив ряд мер:

    - на базе КСЗН создать центр социально-трудовой адаптации для временно не устроившихся на работу или учебу выпускников детских домов;

    - активизировать работу отдела по делам молодежи (почему этот отдел работает только с успешной молодежью);

    - при психолого-педагогической службе «Доверие» организовать работу отдела социальной защиты детей-сирот, который бы занимался постинтернатным  становлением;

    - разработать систему повышения квалификации для работников различных муниципальных уровней, в области психологической компетентности;

    - создать единый контролирующий орган за работой всех служб, которые бы занимались детьми-сиротами после их выпуска из стен детского дома.

               И в заключении могу сказать, что хотелось бы надеяться на понимание проблемы социальной адаптации воспитанников детских домов, руководителями всех уровней управления, а не отдельно взятого детского дома или отдела опеки и попечительства.
    (с) Газина О.М.
    Категория: Мои статьи | Добавил: Админ (02/Сен/2008) | Автор: Газина О.М.
    Просмотров: 1797 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: