Этапы адаптации ребенка
в замещающей семье
I этап — «Знакомство» или «Медовый месяц»
Þ У ребенка очень высокая мотивация жизни в семье;
Þ Часто называет взрослых «мама» и «папа», очень хочет полюбить их;
Þ Внутренне напряжен, но старается вести себя примерно.
II этап — «Возврат в прошлое» или «Регрессия»
Þ Ребенок пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим, пытается приспособиться к новым условиям жизни;
Þ Могут появится эпизоды воровства дома или в школе, лживость;
Þ Часто случаются вспышки агрессивности;
Þ Значительно повышается интеллект;
Þ Состояние эйфории членов семьи сменяется шоком, возникает чувство беспомощности.
ВАЖНО!!! Дать возможность ребенку «отреагировать» свои травматические переживания.
III этап — «Привыкание» или «Медленное восстановление»
Þ Члены семьи замечают, что ребенок как то неожиданно повзрослел;
Þ Исчезает напряженность, ребенок начинает шутить, обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми;
Þ Привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении;
Þ Начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье;
Þ Принимает активное участие во всех делах семьи;
Þ Реже вспоминает прошлое;
Þ Чувствует сильную привязанность к родителям, возникает ответное чувство к членам семьи.
Особенности приема детей
на разных возрастных этапах
Ребенок от 1 года до 3-х лет
Плюсы:
Ö Видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья ребенка, а также заметить патологии развития;
Ö Ребенок податлив к внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;
Ö Ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная;
Ö Много передвигается, интересуется окружающим.
Минусы:
Ö Нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и других членов семьи, почти все время занимает подвижный и любознательный малыш;
Ö Ребенок подвержен различным заболеваниям, простудам, инфекциям.
Ребенок от 3 до 7 лет
Плюсы:
Ö Ребенок уже самостоятелен и независим;
Ö Можно определить отдельные черты характера, темперамент;
Ö Проявляются его способности, склонности, интересы;
Ö Он реже болеет;
Ö Он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы.
Минусы:
Ö Он еще помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей, и возможно, эти воспоминания наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение.
Ребенок от 7 до 10 лет
Плюсы:
Ö Ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода, он независим и трудолюбив;
Ö Видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта;
Ö Ребенок хочет иметь хорошую семью, любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов назвать родителем;
Ö Ребенок может оценить желание приемных родителей заменить ему родных.
Минусы:
Ö Трудно бывает приспособиться к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять его таким, какой он есть;
Ö Если что то не нравится, ребенок проявляет характер.
Подростки
Плюсы:
Ö Возможно общение, как со взрослым человеком;
Ö Достаточно самостоятелен, независим, со сложившимся характером;
Ö Искреннее стремление подростка участвовать во всех делах семьи: помощь в уборке квартиры, присмотр за младшими;
Ö При хорошем отношении приемных родителей, подросток испытывает глубокое чувство благодарности , признательности к новой семье.
Минусы:
Ö Иногда трудно понять, принять и приспособиться к проявлениям подросткового кризиса;
Ö Эмоциональная неуравновешенность;
Ö Поведенческая расторможенность;
ВАЖНО!!! Иметь терпение, умение сдерживаться, не раздражаясь понимать, что ребенок стал таким не по своей воле, а по воле сложившихся обстоятельств, среды в которой он рос, по вине окружавших его взрослых.
|