Среда
01/Май/2024
09:07
Категории раздела
Мои статьи [9]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Что вы думаете о росте числа детей с отклонениями в умственном развитии
    Всего ответов: 9
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Специальный (коррекционный)детский дом № 2
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Отчет по самообразованию

    Отчет по самообразованию по теме:

    «Социально – трудовая адаптация и реабилитация воспитанников детских домов и школ – интернатов»

    Авторы: 1. Куган Б. А. «Социально – трудовая адаптация детей группы социального риска».

    2. П. П. Блонский «Трудные школьники»

    3. М. Раттер «Помощь трудным детям»

    4. И. Кайлаков «Цивилизация и адаптация»

    5. В. П. Кащенко «Коррекция в процессе труда»

    6. А. Р. Малер « Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии».


    Тему по самообразованию взяла первый год. Проблема над которой работает детский дом: «Развитие познавательных способностей для активизации познавательной активности в социально – трудовой адаптации воспитанников детских домов».

    Дети обучаются в 6 классе и находятся в переходном возрасте. Им присуще перепады настроения, неуживчивость, импульсивность, вспышки агрессии. Тему эту взяла с целью изучения теории для дальнейшей коррекции поведения детей, их подготовке к дальнейшей жизни, к учебе в училище, к 9 классу добьёмся положительной динамики, привлекая все службы детского дома: психологическую, медицинскую.









    Социально – трудовая адаптация и реабилитация воспитанников детских домов и школ – интернатов.

    1. Проблемы экологии детства.

    Уровень цивилизованности общества оценивается по его отношению к детям, по решению проблем защиты детства. Выделяются 3 группы наименее защищенных детей.

    1. Дети, не имеющие семьи, лишившиеся попечения родителей, а также дети, родители которых лишены родительских прав, либо находящиеся в заключении, либо в силу своего нравственного облика не в состоянии выполнять родительские обязанности.

    2. Дети со специальными нуждами, т.е. отклонениями в психо – физическом развитии, которые невозможно устранить или компенсировать силами одной семьи.

    3. Дети с отклонениями в поведении приводящими к незащищенности от криминогенной среды или самих себя; с отклонениями, которые семья не в состоянии корригировать. Трудности в воспитании обусловлены распадом существующей системы воспитательной работы и отсутствии сформировавшийся новой. Сократилась сеть ПТУ, разрушилась система трудоустройства несовершеннолетних. Все эти трудности обусловили необходимость поиска путей повышения эффективности педагогического влияния на процесс социально – трудовой адаптации подростков.

    1. Некоторые особенности детей и подростков группы «Социального риска».

    Характеристика 3-х основных групп детей

    1. Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в детских домах и школах – интернатах. Контингент детских домов составляют дети ущербные, т.к. с раннего детства находились в депривированных условиях. Эти дети отстают в развитии, в образном мышлении, в процессах воображения. Для них характерна скованность, снижена эмоциональная окрашенность познавательной активности, слабая любознательность. Своеобразный характер имеют отношения между детьми в закрытом детском доме. Это отношения неприятельские, дружеские, а похожи на родственные, как между братьями и сестрами.

    Изолированность формирует у детей иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, экономики.

    2. Дети и подростки, имеющие отклонения в развитии и нуждающиеся в поддержке государства.

    Значительная часть детей составляют дети с отклонениями в умственном и физическом развитии. Умственная отсталость затрудняет их социальную адаптацию, требует особых социально – педагогических условий. Наряду с недостатками, этим детям присущи и положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающий процесс развития.

    1. Дети и подростки с отклонениями в поведении.

    Для таких детей характерно нарушение норм морали, права, форм поведения, социальных установок.

    Данные нарушения делятся на 2 стадии:

    а) школьная социальная адаптация (отношение к учебе, педагогам, нормам школьной жизни)

    б) социальная запущенность детей и подростков (бродяжничество, алкоголизм, токсикомания, наркомания, правонарушение, аморальное поведение).

    Социальная психология рассматривает адаптацию, как двухсторонний процесс влияния личности и среды.

    Принципиальные положения социально – трудовой адаптации.

    Наряду с развитием личности учреждение общественного воспитания должно решать и проблему адаптации детей в окружающей среде.

    Адаптация – это процесс приспособления строения и функций организмов и их органов к условиям среды.

    Выделяется несколько структур функциональных уровней адаптации:

    1. организм – природная среда.

    2. личность – социальная среда.

    По структуре социальная адаптация состоит из двух компонентов:

    а) адаптивная ситуация

    б) адаптивная потребность.

    Адаптивная ситуация – это изменения в социальной среде.

    Адаптивная потребность – это желание личности в связи с изменением условий, менять своё поведение.

    Выделяется несколько видов социальной адаптации:

    1. Профессиональная адаптация. (учебная, трудовая) это приобщение к труду, к особенностям избранной профессии.

    2. Учебная адаптация – это процесс приобщения воспитанников к учебному труду, направленному на приобретение знаний, умений и навыков для дальнейшей трудовой деятельности

    Трудовая адаптация – адаптация к психологическому климату коллектива, адаптация к нормам и традициям коллектива, к стилю руководства и требования руководства.

    Бытовая адаптация – вступление в брак, изменение места жительства, знакомство с различными людьми.

    Политико – правовая адаптация – это процесс социального приспособления к особенностям политического и правового строя государства. В котором живет человек.

    Труд является ядром адаптационного процесса.

    Диагностика состояния личностного становления воспитанников и содействие его успеху.

    Это очень важный этап работы. Имеется ряд отрывочных данных о воспитанниках: здоровье, характер, увлечения.

    Комплексная программа реабилитации воспитанника должна отражаться в «Дневнике индивидуальной работы с воспитанником».

    Примерная структура дневника:

    1. Рекомендации к ведению дневника.

    2. Положительные черты особенности. Склонности (выносливость, подвижность, энергичность, активность, наблюдательность, любознательность, честность, прямота, вежливость, доброжелательность, дисциплинированность, послушание).

    3. Система основных отношений (отношение к себе, к окружающим, с коллективом, к труду, к учению, к детскому учреждению).

    4. Негативные черты, склонности. (вспыльчивость, неуравновешенность, недостатки внимания, памяти, речи, мышления, воображения, особенности восприятия, нарушения дисциплины, эмоциональное развитие – раздражительность, несдержанность, вялость, плаксивость, недостатки нравственно – волевого развития: неисполнительность, замкнутость, упрямство).

    Программа реабилитации воспитанника:

    1. Социально – бытовая реабилитация.

    2. Медико – физиологическая реабилитация.

    3. Медико – психологическая реабилитация.

    4. Психолого – педагогическая реабилитация

    5. Педагогические наблюдения.

    Организация проживания детей, максимально приближенных к семейному. В основе организационной структуры интернатных учреждений должен лежать принцип «замещающей семьи». Это ликвидация возрастной ступенчатости в группах, проживание детей маленькими группами, имеющими родственные связи, открытый тип детского дома, приближение условий проживания к домашним, улучшение санитарно-бытовых условий, повышение комфортности жилья – это «Дома детства».

    Контрольная функция воспитателя утрачивает свое значение. Главная задача воспитателя создать отношение доброжелательности, взаимопонимания, взаимоответственности. Группа является центром в разработке режимных моментов. Создаются «Семейные советы». Семейные подсобные хозяйства. Все это способствует развитию у детей умений и навыков, что помогает жизненной адаптации.

    Создание развивающей среды и оптимального набора практических занятий по формированию житейских умений и навыков.

    В педагогике существует теория создания развивающей среды. Принципы построения развивающей среды.

    1. Принцип дистанции – позиции при взаимодействии взрослого с ребенком (отказ от позиции, когда взрослый только управляет, а ребенок только подчиняется: добровольные беседы «глаза в глаза».

    2. Принцип активности – во всех сферах детского дома создание игровой среды, она побуждает на творческую активность, фантазию детей. Важное место занимают уроки труда. Создание кабинетов, мастерских, где дети проявляют свою активность, свои способности.

    3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды позволит детям менять окружение, обстановку, обустроить игровое пространство, определить наличие индивидуального пространства для отдыха ребенка.

    4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и благополучия.

    5. Принцип открытости – закрытости (открытость природе, культуре, обществу).

    6. принцип половой идентификации – каждому ребенку необходимо предоставить возможность самовыражения самого лучшего в нем.

    Создание условий до профессиональной деятельности воспитанников. Большое внимание в детском доме необходимо уделить профессиональной подготовке по следующим направлениям:

    1. Труд по самообслуживанию (соблюдение гигиены и внешнего вида, организация личной жизни и деятельности, формирование умений и навыков обеспечивания личной жизни и деятельности, формирование умений и навыков планирования своей жизни и деятельности.

    2. Труд в домашнем хозяйстве. (уход за жилищем, использование различных условий труда, бытовой техники).

    3. Подготовка к профессиональной деятельности. Типы групп профессий:

    а) человек – природа

    б) человек – техника

    в) человек – человек

    г) человек – знак

    д) человек – художественный образ.

    После выявления способностей и изучения воспитанников составляется карта профессионального самоопределения воспитанника.

    Коррекция в процессе труда. (Кащенко В.П.) Коррекция – исправление недостатков характера и в целом личности. Если своевременно не обратить внимание и не принять необходимых мер, то нежелательные явления могут быть необратимыми.

    В ряду самых эффективных методов коррекции находится труд. Трудовая деятельность ребенка – это не только профориентация, но и социальное воспитание. В мастерских ребенок занимается столярным, слесарным делом, шьет, вяжет, рисует и т.д. Необходимо пробудить в ребенке достижение успеха, желание что-нибудь сделать, добиться, довести до конца начатое, получить удовлетворение в труде, а это уже является толчком к его самодеятельности. Если ребенок не хочет заниматься каким-то делом, то по рекомендации Кащенко ему надо «предоставить делать то, что он захочет». Удовлетворите его сполна, дайте насытиться любимым делом и тогда он незаметно для себя сможет выполнять и неинтересную работу. В процессе труда необходимо учитывать постепенное увеличение нагрузки на ребенка, имеющие те или иные недостатки в волевом усилии. Для детей с аномальными отклонениями труд особенно должен быть интересен, иначе они не будут им заниматься.

    Главное требование – воспитание в детях охоты работать, чтобы это стало потребностью. Трудовое воспитание должно вселять в ребенка уверенность, научить его радоваться всякому достигнутому успеху. Полезно давать задания, постепенно усложняя их по мере развития сил. В противном случае это убедит его в бессилии, лишит уверенности, что приводит к параличу воли, что называется безволием. Тогда уже потребуется лечение. Важным условием коррекции является коллективизм (работа в мастерских). В условиях коллективного труда ребенок учится ценить себя и других.

    Можно предоставить следующую систему коррекции в процессе труда.

    1. Давать интересную работу, где ребенок проявит себя, будет оценен коллективом, приобретает охоту к труду.

    2. Выработка систематичности и выдержки в работе. Давать работу на несколько дней, это заставляет довести начатое до конца, сосредоточить внимание.

    3. Труд – это отвлечение от нежелательных отрицательных интересов.

    4. Развитие общей активности особенно у пассивных детей.

    Всё это говорит о том, что метод коррекции через труд имеет своим следствием оздоровление личности ребенка.



    Категория: Мои статьи | Добавил: Админ (09/Мар/2010)
    Просмотров: 2607 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: