Среда
01/Май/2024
13:40
Категории раздела
Мои статьи [9]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Что вы думаете о росте числа детей с отклонениями в умственном развитии
    Всего ответов: 9
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Специальный (коррекционный)детский дом № 2
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Социально – трудовая адаптация








    Самообразование


    Тема: «Социально – трудовая

    адаптация и реабилитация

    воспитанников детских домов и

    школ – интернатов»



    Воспитатель: Лисовская Татьяна

    Михайловна




    2009 – 2010 г.

    «Социально – трудовая адаптация и реабилитация воспитанников детских домов и школ – интернатов»


    І. Проблемы экологии детства


    Уровень цивилизованности общества оценивается по его отношению к детям, по решению проблем защиты детства. Выделяются три группы наименее защищенных детей.

    1. Дети, не имеющие семьи, лишившиеся родителей, а также дети, родителя которых лишены родительских прав, либо находящихся в заключении, либо в силу своего нравственного облика не в состоянии выполнять родительские обязанности.

    2. Дети со специальными нуждами, т.е. с отклонениями в психическом и физическом развитии, которые невозможно устранить или компенсировать силами одной семьи.

    3. Дети с отклонениями в поведении приводящими к незащищенности от криминогенной среды или от самих себя; с отклонениями, которые семья не в состоянии корригировать.

    Трудности в воспитательной работе обусловлены распадом существующей системы воспитательной работы и отсутствием сформировавшейся новой.

    Сократилась сеть ПТУ, разрушилась система обустройства несовершеннолетних.

    Все эти трудности обусловили необходимость поиска путей повышения эффективности педагогического влияния на процесс социально – трудовой адаптации подростков.






    ІІ. Некоторые особенности детей и подростков группы «Социального риска»


    Характеристика трех основных групп детей.

    1. Дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в детских домах и школах – интернатах.

    Контингент детских домов составляют дети ущербные, т.к. с раннего детства находились в депривированных условиях. Эти дети отстают в развитии, в образном мышлении, в процессах воображения. Для них характерна скованность, снижена эмоциональная окрашенность познавательной деятельности, слабая любознательность.

    Своеобразный характер имеют отношения между детьми в закрытом детском доме. Это отношения не приятельские – дружеские, а похожи на родственные, как между братьями и сестрами.

    Изолированность формирует у детей иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, экономики.

    2. Дети и подростки, имеющие отклонения в развитии и нуждающиеся в поддержке государства.

    Значительная часть детей составляет дети с отклонениями в умственном и психическом развитии. Умственная отсталость затрудняет их социальную адаптацию, требует особых социально – педагогических условий.

    Наряду с недостатками этим детям присущи и положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающий процесс развития.

    3. Дети и подростки с отклонениями в поведении.

    Для таких детей характерно нарушение норм морали, права, форм поведения, социальных установок. Данные нарушения делятся на 2 стадии:

    А) школьная социальная адаптация (отношение к учебе, педагогам, нормам школьной жизни).

    Б) социальная запущенность детей и подростков (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, правонарушения, аморальное поведение).

    Социальная психология рассматривает адаптацию, как двухсторонний процесс влияния личности и среды.

    ІІІ. Принципиальные положения социально – трудовой адаптации.


    Наряду с развитием личности учреждение общественного воспитания должно решать и проблему адаптации детей в окружающей среде.

    Адаптация – это процесс приспособления строения и функций организмов и их органов к условиям среды.

    Выделяются несколько структурно функциональные уровни адаптации:

    1. Организм – природная среда.

    2. Личность – социальная среда.

    По структуре социальная адаптация состоит из двух компонентов:

    А) Адаптивная ситуация – это изменения в социальной среде.

    Б) Адаптивная потребность – это желание личности в связи с изменением условий менять свое поведение.

    Выделяются несколько видов социальной адаптации:

    1. Профессиональная адаптация (учебная, трудовая) это приобщение к труду, к особенностям избранной специальности или профессии.

    Учебная адаптация – процесс приобщения воспитанников к учебному труду, направленному на приобретение знаний, умений и навыков для дальнейшей трудовой деятельности.

    Трудовая адаптация (адаптация к психологическому климату коллектива, адаптация к традициям, к стилю и требованиям руководства).

    2. Бытовая адаптация – вступление в брак, изменение места жительства, знакомство с различными людьми.

    3. Политико – правовая адаптация (процесс социального приспособления к особенностям политического и правового строя государства, в котором живет человек).

    Труд является ядром адаптационного процесса.




    ІV. Диагностика состояния личностного становления воспитанников и содействие его успеху.


    Это очень важный этап работы. Имеется ряд отрывочных данных о воспитанниках: здоровье, характер, увлечения.

    Комплексная программа реабилитации воспитанника должна отражаться в «Дневнике индивидуальной работы с воспитанником».

    Примерная структура дневника:

    1. Рекомендации по ведению дневника.

    2. Положительные черты, особенности, склонности (выносливость, подвижность, энергичность, активность, наблюдательность, любознательность, правдивость, честность, прямота, вежливость, доброжелательность, дисциплинированность, послушание).

    3. Система основных отношений (отношение к себе, к окружающим, к коллективу, к труду, к учению, к детскому учреждению).

    4. Негативные черты, склонности (вспыльчивость, неуравновешенность, недостатки внимания, памяти, речи, мышления, воображения, особенности восприятия, нарушение дисциплины; эмоциональное развитие – раздражительность, несдержанность, вялость, плаксивость; недостатки нравственно волевого развития: неисполнительность, непослушание, замкнутость, упрямство).

    5. Программа реабилитации воспитанника:

    А) социально – бытовая реабилитация.

    Б) медико –физиологическая реабилитация.

    В) медико – психологическая реабилитация.

    Г) психолого – педагогическая реабилитация.

    6. Педагогические наблюдения.





    V. Организация проживания детей, максимально приближенных к семейному.


    В основе организационной структуры интернатных учреждений должен лежать принцип «замещающих семьи». Это ликвидация возрастной ступенчатости в группах, проживание детей маленькими группами, имеющими родственные связи, открытый тип детского дома, приближение условий проживания к домашним, учреждение санитарно бытовых условий, повышение комфортности жилья, - это «дома детства».

    Контрольная функция воспитателя утрачивает свое значение. Главная задача воспитателя – создать отношение доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности. Группа является центром в разработке режимных моментов. Создаются «семейные советы», семейные подсобные хозяйства, семейный бюджет.

    Все это способствует развитию у детей умений и навыков, что поможет жизненной адаптации.


    . Создание развивающей среды и оптимального набора практических знаний по формированию житейских умений и навыков


    В педагогике существует теория создания развивающей среды.

    Принципы построения развивающей среды:

    1. Принцип дистанции – позиции при взаимодействии взрослого с ребенком (отказ от позиции, когда взрослый только управляет, а ребенок только подчиняется), доверительные беседы «глаза в глаза».

    2. Принцип активности. Активность во всех сферах детского дома, создание игровой среды, она пробуждает творческую активность, фантазию детей. Важное место занимают уроки труда. Создание кабинетов, мастерских, где дети проявляют свою активность, свои творческие способности.

    3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Позволить детям менять окружение, обстановку, обустроить игровое пространство, определить наличие индивидуального пространства для отдыха ребенка.

    4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.

    5. Принцип открытости – закрытости (открытость природе, культуре, обществу).

    6. Принцип идентификации. Каждому ребенку необходимо предоставить возможность самовыражения самого лучшего в нем.


    VІІ. Создание условий до профессиональной деятельности воспитанников.


    Большое внимание в детском доме необходимо уделять профессиональной подготовке по следующим направлениям:

    1. Труд по самообслуживанию (соблюдение гигиены и внешнего вида, организация личной жизни и деятельности, формирование умений и навыков обеспечивания личной жизни и деятельности, формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности).

    2. Работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве (уход за жилищной усадьбой, использование различных условий труда, бытовой техники).

    3. Подготовка и профессиональная деятельность. Типы группы профессий:

    А) человек – природа;

    Б) человек – техника;

    В) человек – человек;

    Г) человек – знак;

    Д) человек – художественный образ.

    После выявления способностей и изучения воспитанников, составляется карта профессионального самоопределения воспитанника.

    Коррекция в процессе труда Кащенко В.П.

    Коррекция – исправление недостатков характера и в целом личности. Если своевременно не обратить на них внимание, то нежелательные явления могут быть необратимыми.

    В ряду самых эффективных методов коррекции находится труд. Трудовая деятельность ребенка это не только профориентация, но это и социальное воспитание. В мастерских ребенок занимается слесарным или столярным делом, шьет, вяжет, рисует и т.д.. Необходимо пробудить в ребенке стремление к достижению какого-либо успеха, желания что-нибудь сделать, добиться, довести до конца начатую работу, получить удовлетворение в труде, а это уже явится толчком его самостоятельной деятельности. Если ребенок не хочет заниматься каким-то делом, то по рекомендации Кащенко ему надо «предоставить делать то что он хочет». Удовлетворите его сполна, дайте ему насытиться любимым делом, и тогда он незаметно для себя сможет выполнять и неинтересную работу. В процессе труда необходимо учитывать постепенное увеличение нагрузки на ребенка, имеющего те или иные недостатки в волевом усилии.

    Для детей с аномальными отклонениями труд особенно должен быть интересен. Иначе они не будут им заниматься. Главное требование – это воспитание в детях охоты работать, чтобы это стало потребностью.

    Трудовое воспитание должно вселять в ребенка уверенность, научить его радоваться всякому успеху.

    Полезно давать ребенку задания, усложняя их по мере развития его сил. Если этого не делать, и если ребенок постоянно чувствует себя не в силах выполнять работу, это убедит его в собственном бессилии, лишит его уверенности. Это приведет к параличу воли, который называется безволием. Тогда уже потребуется лечение. Очень важным условием коррекции является коллективизм (работа в мастерских), в условиях коллективного труда ребенок учится ценить себя и других.

    Можно представить следующую систему коррекции ребенка в процессе труда:

    1. Детям необходимо давать первую работу очень интересную и связанную с необходимостью проявить личную инициативу. В результате ребенок переживает удовольствие от своего труда и будучи оценен в коллективе приобретает охоту к труду.

    2. Выработки систематичности и выдержки в работе. Надо давать такую работу, которая требует ее выполнения от получаса до нескольких дней, недель. Этот прием ценен тем, что он заставляет ребенка довести начатое до конца сосредоточить свое внимание.

    3. Труд – это отвлечение ребенка от нежелательных отрицательных интересов.

    4. Развитие общей активности особенно у пассивных детей. Всякий ребенок попадая в среду активноработающих товарищей сам как бы заражается общим нестроением. Он старается не отставать от других детей. Все это говорит о том, что это метод коррекции через труд, как метод трудовой терапии действительно имеет своим следствии оздоровлении личности ребенка.


    Литература

    1. Б. А. Куган «Социально – трудовая адаптация детей группы риска».

    2. П. П. Блонский «Трудные школьники».

    3. М. Раттер «Помощь трудным детям».

    4. И. Кайлаков «Цивилизация и адаптация».





    Категория: Мои статьи | Добавил: Админ (09/Мар/2010)
    Просмотров: 1468 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: